Единый центр государственного тестирования иностранных граждан  на знание русского языка в Российской Федерации

Аспекты синтаксической структуры предложения.

 Учение о предложении в его современном понимании различает два аспекта синтаксической структуры предложения: конструктивный (в иной терминологии — номинативный) и коммуникативный.
К конструктивному (номинативному) аспекту относятся те специфические содержательные и структурные свойства предложения, благодаря которым оно приобретает способность называть (именовать) определенную ситуацию, рассматриваемую под различными углами зрения (о ней сообщают; о ней спрашивают, выясняя какие-то детали; ее хотят видеть — реализованной и т. д.).
Вообще говоря, число ситуаций бесконечно. Но язык осваивает бесконечное путем сведения его к конечному. В частности, бесчисленное множество реальных ситуаций, с которыми сталкивались или когда-нибудь могут столкнуться говорящие, сводится к конечному набору языковых (т. е. типизированных языком) ситуаций.
Например, в предложениях Ребенок спит, Девочка играет на пианино, Мы приближаем будущее своим трудом воспроизведена одна и та же языковая ситуация «Языковой предмет производит действие». Благодаря этому все перечисленные предложения противопоставлены предложениям В лесу холодно, Мне здесь удобно, С ним нам всегда весело, передающим ситуацию «Языковой признак существует независимо от своего производителя».
Но назначение предложения состоит отнюдь не в типизации реальных ситуаций. Относя ту или иную реальную ситуацию к определенному языковому типу, говорящий тут же конкретизирует ее, с тем чтобы слушающий мог «опознать» ее. Это достигается путем ввода дополнительных сведений о других «участниках» ситуации, их свойствах и качествах и т. д. Отсюда с необходимостью вытекает: для того чтобы изучить предложение в плане номинативных свойств, его надо охарактеризовать по составу входящих в него слов и словосочетаний с точки зрения устанавливаемых между ними связей и отношений, о чем уже говорилось выше.
К коммуникативному аспекту относятся те специфические содержательные и структурные свойства предложения, благодаря которым оно приобретает способность выражать определенное целенаправленное сообщение. В русском языке эта способность обеспечивается главным образом с помощью порядка слов и интонации (ср., например, различающиеся в указанном аспекте, хотя и тождественные по номинативному значению, предложения: Сегодня мы пойдем в театр и Мы пойдем сегодня в театр?; Вечером началась гроза и Гроза началась вечером и т. д.).

 Предложение можно рассматривать не только как самостоятельную синтаксическую единицу, но и как строительный материал для построения связной речи. Надо, однако, иметь в виду, что синтаксическая организация связной речи, включающей ряд относительно самостоятельных предложений, принципиально отличается от структурной организации предложения на основе используемых
в его составе слов и словосочетаний. Если при построении предложения из слов и словосочетаний образуется структурно цельная единица, наделенная особым качеством, которым слова и словосочетания сами по себе не обладают, то построение связной речи сводится к установлению определенных семантико-синтаксических отношений между входящими в ее состав предложениями. При этом собственный состав используемых в связной речи предложений может так или иначе изменяться (в условиях «соседства» с другими предложениями он может быть, например, неполным)- Однако в любом случае связная речь будет представлять собой лишь некоторую сумму, составленную из простых предложений в их соотношении друг с другом, и ничего больше (она, конечно, также характеризуется известной цельностью, но не структурной, в собственно лингвистическом смысле этого термина, а содержательно-композиционной).
Отсюда следует, что изучение законов построения связной речи, действующих 'за пределами отдельных предложений, менее существенно, чем изучение законов и правил построения самих предложений. Поэтому оно может быть включено в синтаксис только в качестве дополнения к учению о предложении.


 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 799 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий