Единый центр государственного тестирования иностранных граждан  на знание русского языка в Российской Федерации

Грамматика русского языка для иностранцев

Морфология (от греч. morphe «форма» и logos «учение»)— раздел грамматики, который изучает грамматические свойства слов, обеспечивающие их способность участвовать в построении осмысленных высказываний.
Как известно, слова изучаются прежде всего в лексикологии, где они рассматриваются с точки зрения их конкретной «вещественной» семантики, в качестве знаков каких-то реалий (предметов, явлений, признаков и т. п.). Однако любое слово есть не только лексическая, но и грамматическая величина.
Это выражается в том, что:
в осмысленной связной речи слово всякий раз выступает лишь в одной из своих возможных форм (ср., например, использование слова брат в осмысленных высказываниях: Брат читает книгу, Брата не было сегодня на занятиях, Я посылаю эту книгу брату, Я давно не видел брата, Я восхищаюсь братом, Я часто вспоминаю о брате; У меня был один брат, У меня было несколько братьев и т. п.);
наряду с вещественным значением, слово обладает в той «ли иной форме некоторыми дополнительными, так называемыми грамматическими значениями (таковы, например, принадлежащие различным формам слова брат значения рода, числа и падежа);
формы слова на основе свойственных им грамматических значений соотносятся друг с другом, а также с формами других слов и могут быть объединены в определенные ряды — так называемые парадигмы (ср., например, парадигматические соотношения форм слова брат: брат—братья, брат — брата — брату — братом и т. п. и аналогичные им соотношения форм слова сын: сын — сыновья, сын — сына — сыну — сыном и т. д.);
слово со всей системой своих форм оказывается представителем определенного класса слов, обладающих одинаковыми с ним грамматическими свойствами (так, слово брат является по своим грамматическим свойствам представителем класса, к который, кроме него, входят слова.: отец, сын, стол, дом, жена, сосна, книга, окно, перо и т. п., слово читает входит в один класс со словами: пишет, говорит, гуляет, работает, спит и т. д. и т. п.).
Изучение слов по всем указанным параметрам и входит в задачу морфологии.


Первый (и первостепенный) вопрос морфологии — это вопрос о формах словоизменения, т. е. о тех возможных формах, в которых отдельные слова (и целые разряды слов) выступают в различных условиях своего употребления. Словоизменение (или, иначе, формообразование) следует отличать от словообразования.
При словообразовании мы имеем дело с «родственными», но лексически неоднозначными словами (как, например, в случаях: лес — лесной — лесник; писать—письмо — писатель — переписчик). При словоизменении одно и то же слово предстает в его различных формах, отражающих определенные грамматические
свойства этого слова, но сохраняющих его лексическое значение в неизменном виде (как в случаях: лес — леса—лесу — лесом; писать — пишу — пишешь — пишет).
Словоизменение осуществляется в русском языке с помощью различных средств и способов. Важнейшие из них:
а)    аффиксация — использование при образовании форм слова аффиксов, наделенных собственно грамматическими функциями, каковы, в частности, флексии (см. примеры словоизменения еловый лес и писать), а также некоторые суффиксы (ср.: интересный — интереснее; рассказать — рассказывать; решить — решать) и префиксы (ср.: делать — сделать) ;
б)    сопровождающее аффиксацию чередование фонем в основе (ср.: пеку — печешь; собирать—собрать);
в)    перестановка ударения (ср.: руки — руки, ссыпать — ссыпать).
В некоторых случаях в качестве форм одного и того же слова выступают образования от разных основ — так называемые супплетивные образования (ср.: человек — люди, хороший — лучше, брать — взять).
Словоизменение, в собственном смысле этого термина, представляет собой образование форм слова, осуществляемое
синтетически, т. е. путем слияния основы и грамматических аффиксов в одно целое. К нему примыкает аналитическое формообразование, при котором те или иные грамматические свойства сообщаются словам-названиям с помощью специальных служебных элементов (ср., например, случаи синтетического и аналитического образования форм сравнительной степени прилагательных: интересный — интереснее — более интересный).
Различные слова-названия в русском языке не в одинаковой степени способны к словоизменению. В этом отношении, учитывая, например, использование флективных средств словоизменения, можно выделить следующие их разряды:
слова с формами словоизменения:
а)    склоняемые: стол, стена, окно; я, ты, кто; пять,
шесть;
б)    склоняемые и изменяющиеся 'по родам: новый, синий; мой, наш; пятый, шестой; пишущий, вымытый;
в)    спрягаемые: пишу, читаю;
слова без форм словоизменения:
а) собственно неизменяемые: здесь, там, жаль; читая, написав;
б)    неизменяемые, но по условиям употребления способные приобретать различные грамматические функции (подобно изменяемым словам в их различных формах): пальто, кенгуру; хаки, беж; бац, бух, прыг.
Данная классификация слов, принципы которой были намечены еще Ф. Ф. Фортунатовым, является последовательно морфологической и, безусловно, необходимой. Но она охватывает только внешнюю сторону грамматической структуры слова, не учитывая сложных взаимоотношений этой стороны его структуры с семантикой, и поэтому, по мнению многих современных лингвистов, не исчерпывает содержания морфологии.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1462 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий