Единый центр государственного тестирования иностранных граждан  на знание русского языка в Российской Федерации

Изучаем русский язык,

В рамках глагольного слова видовые значения взаимодействуют с так называемыми акциональными значениями — теми элементами лексической семантики глагола, которые, подобно видовым значениям, отражают особенности протекания и распределения действия во времени (разумеется, несколько иные по своему содержанию и менее обобщенные, чем у вида).
Акциональные значения могут быть как формально выраженными, так и формально не выраженными. Например, в глаголах запеть, посидеть, прыгнуть признаки начала действия, ограниченности его существования во времени, «одноактности» соответственно передаются приставками за-, по- и суффиксом-ш/-. Напротив, у глаголов лежать, спать, сидеть объединяющий их признак «пребывания в определенном состоянии» ничем специально не передается и выявляется лишь путем непосредственного анализа реальных действий, называемых глагольными основами.
В соответствии с тем, как оценивается факт нетождественности внешнего обнаружения акциональных значений, различаются два основных подхода к их описанию, которые условно можно назвать интегративным и дифференцирующим.

При интегративном подходе во главу угла ставится содержательная сторона акциональных значений, с учетом которых вся глагольная лексика без исключения расчленяется на ряд классов, называемых способами действия. Особенности языкового обнаружения акциональных значений в данном случае принимаются во внимание лишь на том этапе, когда способы действия уже исчислены и речь, следовательно, идет об их систематизации. Обычно различают три типа способов действия — характеризованные, но характеризованные и непоследовательно характеризованные.
Характеризованные способы действия предполагают обязательное формальное выражение акциональных значений.
К числу этих способов действия относятся: начинательный (приставками за-, по-, вз- обозначается приступ к действию); заблестеть, закипеть — закипать, побежать, взреветь; ограничительный (приставкой по- обозначается ограниченность протекания действия во времени): постоять, побегать, полежать; смягчительный (приставками по-, при-, под- и некоторыми другими обозначается неполнота, умеренность проявления действия): поразвлечься, приврать — привирать, подзабыть; сопроводительный (приставками при-, под- и суффиксами -ыва-/-ива, -ва- обозначается побочность и неполнота проявления действия): пританцовывать, подпевать — подпеть; многократный (суффиксами -ыва-/-ива-, -ва-, -а- обозначается повторяемость действия): хаживать, нашивать, едать, и некоторые другие.
Охарактеризованные способы действия, напротив, не имеют никаких средств внешнего обнаружения акциональных значений (эти значения передаются глагольным словом в целом). Наиболее типичными способами действия данного типа являются: статальный (действие интерпретируется как неподвижная деятельность, не связанная с какой-либо целью, а также с количественными или качественными изменениями): грустить, нервничать, скучать, блестеть; реляционный (действие интерпретируется как отношение, связывающее предметы или явления): висеть, иметь, принадлежать; эволютивный (действие интерпретируется как деятельность, не имеющая цели, но связанная с количественными или качественными изменениями в субъекте или объекте): беседовать, веселиться, плакать.
У непоследовательно характеризованных способов действия акциональные значения выражаются отчасти специальными словообразовательными средствами, отчасти словом в делом. К этим способам действия относятся результативный (фиксирующий достижение действием результата или его направленность на результат): прочитать — прочитывать, отпечатать — отпечатывать, дать —давать, брить — побрить, ломать — сломать и некоторые другие.

При дифференцирующем подходе главным считают формальную неоднородность акциональных значений, основываясь на допущении, что различия в характере внешнего обнаружения этих значений связаны с различиями функционально-семантического характера.
В рамках этого подхода к способам действия относят лишь те классы глагола, у которых акциональное значение выражено словообразовательным элементом. Соответственно глагольные группировки, в которых акциональное значение передается словом в целом, рассматриваются как «базовый материал» для способов действия.
Систематизация способов действия в данном случае осуществляется исключительно на семантических основаниях: способы действия сводятся в определенные типы в зависимости от общих содержательных свойств акциональных значений.

Оба подхода к описанию способов действия имеют право на научное существование и не исключают друг друга.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 730 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий