Единый центр государственного тестирования иностранных граждан  на знание русского языка в Российской Федерации

Изучение русского языка.

Интегративный подход позволяет выявить, как способы действия регулируют возможность — невозможность образования видовых пар.
Дифференцирующий подход дает возможность установить, как способы действия конкретизируют признак ограниченной целостности, лежащей в основе категории вида.
В процессе речевого употребления видовые формы вступают в содержательный контакт с аспектуальным контекстом. Под аспектуальным контекстом понимают разного рода лексические, конструктивно-синтаксические и интонационные средства высказывания, с помощью которых глагольное действие может быть представлено в различных коммуникативно существенных ракурсах — то как процесс (Он сейчас читает), то как ряд повторяющихся актов (По вечерам он читает детективы), то как существенный признак, отличающий данный предмет от других предметов (Он великолепно читает стихи), и т. д.
Обычно аспектуальному контексту отводится подсобная роль — роль модификатора видовой семантики: считается, что он определенным образом преобразует видовые признаки, порождая в итоге серию их речевых вариантов — так называемых частных видовых значений (Ю. С. Маслов, А. В. Бондарко, М. А. Шелякин и Др.). Однако при этом возникает серьезное противоречие. Если согласиться с тем, что несовершенный вид несет, как уже говорилось, нулевую информацию аспектуального плана, то окажется, что в случаях его речевого использования аопектуальному контексту, строго говоря, нечего модифицировать. Стало быть, полагать, что несовершенный вид имеет частные значения (варианты) — это все равно, что утверждать, будто нуль, помноженный на какое-нибудь число, дает в произведении величину, отличную от нуля.
Это противоречие можно преодолеть при условии, если аспектуальный контекст рассматривать как равноправное (в функциональном отношении) с категорией вида средство аспектизации действия, т. е. как средство, передающее самостоятельные значения, которые в конкретных синтаксических условиях суммируются со значениями видов.
По своему характеру аспектуальные контекстные значения неоднородны: одни из них могут контактировать со значениями совершенного и несовершенного видов, другие — только со значением несовершенного вида.
К числу контекстных значений, контактирующих со значениями обоих видов, относятся кратное, результативное и «нулевое».
Кратное значение указывает на незавершенный (для какого-либо фиксируемого момента) ряд повторений одного и того же действия: Рыбаки редко на берегу умирают (Г. Бакланов); Как прежде, буду приезжать сюда на неделю, не больше (А. Чехов); И все-таки она не забывала тетю Машу: прибежит, немногословно сообщит свои новости, вымоет пол или постирает замызганные малярные комбинезоны (В. Кетлинская); Как, бывало, увидят ее, так и побегут прочь (А. Чехов).
Результативное значение акцентирует внимание не на самом действии, а на его последствиях (результате), актуальных для какого-то фиксируемого момента в прошлом, настоящем или будущем: Приходская наша церковь стара, невелика, иконостас почернел (И. Тургенев); Когда он проснулся, число пассажиров уменьшилось вдвое (Л. Леонов).
«Нулевое» значение является значимым лишь на фоне других контекстных значений, поскольку оно предполагает нейтральное отношение контекста к задачам а-спектуальиой характеристики действия: Врач поставил точку, промокнул ученической голубой промокашкой написанное и поднял глаза (В. Астафьев);—Товарищ директор, я прицепщика позову (В. Солоухин); Куда он ходил? (Ф. Достоевский); Евсеич! Кто обмерял стога? (Г. Троепольский).

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 762 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий