Единый центр государственного тестирования иностранных граждан  на знание русского языка в Российской Федерации

Явление обособления.

С участием в структурной организации предложения линейных и особенно акцентно-мелодических средств (порядка слов и интонации) связан целый ряд специфических явлений, так или иначе осложняющих состав и строение предложения. К их числу, в частности, относится так называемое обособление отдельных членов предложения или его конструктивных частей.
Понятие обособления и обособленных членов предложения было введено в научный обиход А. М. Пешковским.
Сравнивая предложения Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого (Л. Толстой) и Я удивляюсь, что вы с вашей супругой не чувствуете этого, А. М. Пешковский обратил внимание на то, что в первом из них сочетание с вашей добротой интонируется иначе, нежели тождественное ему по конструктивному составу сочетание с вашей супругой во втором предложении, и что такое интонирование не случайно: оно создает «особую форму словосочетания», которое становится в известном отношении подобным «отдельному предложению, как бы вставленному в другое предложение» (ср.: Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого. — Я удивляюсь, что вы, хотя вы так добры, не чувствуете этого). В их интонационно обусловленном уподоблении отдельным несамостоятельным предложениям А. М. Пеш- ковский и усматривал своеобразие обособленных членов предложения: «Обособленным второстепенным членом называется второстепенный член, уподобившийся (один или вместе с другими, зависящими от него членами) в отношении мелодии и ритма и — параллельно — в отношении связей своих с окружающими членами отдельному придаточному предложению».
В современных учебных пособиях по синтаксису русского языка предложенное А. М. Пешковским понимание обособления и обособленных членов предложения в принципе осталось неизменным: оно лишь несколько упрощено и перефразировано.
Так, по определению школьного учебника, обособленными следует считать «члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно». А. Н. Гвоздев квалифицирует обособленные члены как такие компоненты лексико-грамматического состава предложения, которые приобретают «большую, чем обычно, самостоятельность, больший смысловой вес, что достигается выделением их в самостоятельную синтагму посредством пауз и усиленного ударения». Н. С. Валгина указывает на то, что обособленные члены «содержат элемент добавочного сообщения, следовательно, обособление связано с сообщительной функцией предложения, т.е. с его смысловой целенаправленностью».
Эти и подобные характеристики обособленных членов предложения явно недостаточны: они либо «не доходят до сути дела», либо применимы только к частным случаям обособления, не охватывая всех подводимых под данное понятие явлений речевой действительности.
Фактически под термином обособление (в его традиционном применении) скрывается три ряда различных по своей лингвистической сущности явлений, требующих раздельной квалификации.
К случаям обособления относят интонационное (поддерживаемое также линейными средствами) выделение определенных компонентов лексико-грамматического состава предложения:
осуществляемое в специальных коммуникативных целях;
сопровождающее и поддерживающее их связь с другими компонентами этого состава;
создающее особый тип их связи и соотношения с другими компонентами этого состава.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 740 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий