Единый центр государственного тестирования иностранных граждан  на знание русского языка в Российской Федерации

Категория целевого назначения.

Общепризнано, что любое предложение характеризуется тем или иным целевым назначением. Обслуживая в качестве осмысленного высказывания акт речевого общения (речевого взаимодействия говорящего и собеседника), предложение может строиться говорящим либо с целью передать собеседнику некоторую содержательную информацию, либо с целью получить от собеседника какую-то неизвестную говорящему часть содержательной информации. На этой основе выделяются и противопоставляются друг другу два типа (или класса) предложений: повествовательные и вопросительные предложения.
Формальное различие повествовательных и вопросительных предложений в современном русском языке нередко выражается только интонационными средствами, например: Они были сегодня в театре? — Они были сегодня в театре; Брат читал эту книгу? — Брат читал эту книгу; Ему нужно немедленно сходить к врачу? — Ему нужно немедленно сходить к врачу. Здесь, как видим, противопоставляемые друг другу предложения характеризуются абсолютным тождеством своего лексического состава и конструктивного строения и различаются лишь интонационным оформлением.
В других случаях различие этих предложений касается также их лексико-грамматического состава и отчасти слово — порядку. Ср.: Где они были сегодня? — Они были сегодня в театре; Что он там увидел? — Он увидел там много интересного; С кем встречается ваш брат? — Мой брат встречается со своими друзьями. Ср. также: Читал ли брат эту книгу? — Брат читал эту книгу; Неужели он не знает об этом?— Он не знает об этом; Разве мы больше не встретимся?— Мы больше не встретимся. В приведенных примерах вопросительные предложения отличаются от соответствующих повествовательных наличием в их составе специальных лексико-грамматических элементов (вопросительных местоименных слов и частиц). Но конструктивное строение тех и других остается тождественным.
Нередко (например, в школьных и вузовских учебных пособиях) в один классификационный ряд с повествовательными и вопросительными предложениями ставятся побудительные предложения (Прочитай эту книгу; Пусть брат прочитает эту книгу и т. п.). Однако побудительные предложения по своему целевому назначению, поскольку с их помощью передается некоторая содержательная информация, входят по существу в состав повествовательных предложений, выделяясь среди них лишь особым модальным качеством (в частности, тем, что содержащаяся в них информация рассчитана на ответную реакцию собеседника).
Вполне очевидно, что в один классификационный ряд с повествовательными и вопросительными предложениями неправомерно ставить восклицательные предложения (как это делалось, например, в старых школьных учебниках).
Выделение восклицательных предложений основывается на дополнительной эмоциональной окраске, которую в одинаковой мере могут приобретать как повествовательные, так и вопросительные предложения (ср.: Мы идем сегодня в театр,— Мы идем сегодня в театр!; Неужели мы идем сегодня в театр? — Неужели мы идем сегодня в театр?!).

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 704 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий