Единый центр государственного тестирования иностранных граждан  на знание русского языка в Российской Федерации

Категория коммуникативной перспективы.

  Под коммуникативной перспективой следует понимать развертывание высказываемого в предложении сообщения в определенной последовательности в соответствии с тем, о чем и что именно данным предложением сообщается.
Коммуникативная перспектива раскрывается в особом, так называемом актуальном членении предложения (термин чешского лингвиста В. Матезиуса).
Актуальное членение предложения может складываться по-разному. Причем это касается не только предложений с различным лексико-грамматическим составом, но и предложений, тождественных но своему лексико-грамматическому составу. Решающую роль в указанном отношении играет то, в какой реальный или речевой контекст включается данное предложение. Так, например, повествовательные предложения Брат написал письмо (ответ на вопрос Что сделал брат?) и Письмо написал брат (ответ на вопрос Кто написал письмо?), будучи тождественными по своему лексико-грамматическому составу, характеризуются различным соотношением компонентов актуального членения (в первом из них тема сообщения — брат написал письмо, во втором предложении тема сообщения — письмо написал, брат). Высказываемое сообщение развертывается в этих предложениях в разной коммуникативной перспективе благодаря тому, что они ориентированы на разные контексты употребления (в данном случае отвечают на разные вопросы).
Раскрывая коммуникативную перспективу, в которой развертывается высказываемое сообщение, актуальное членение предложения получает определенное структурное оформление. Важнейшими средствами такого оформления являются в современном русском языке порядок слов и интонация. Обычно слово или сочетание слов, обозначающие тему сообщения, предшествуют словам, обозначающим рему (как в приведенных выше примерах). Однако в некоторых случаях возможен иной порядок слов, но при условии, если слова, обозначающие рему, будут выделены специальным ударением (так, ответ на вопрос Кто написал письмо? может быть выражен в форме Брат написал письмо).
Любое предложение с необходимостью характеризуется определенной коммуникативной перспективой (иначе оно не могло бы выполнять своего назначения). Следовательно, в любом предложении должно быть выражено определенное соотношение: тема — рема. Но обязательное словесное обозначение получает в предложении только рема. Что же касается темы, то она может быть нулевой, в частности, в тех случаях, когда высказываемое сообщение представляет собой констатацию каких-то фактов действительности, как в примерах: Зима; Светает; Идет снег и т. п. На указанном основании по линии коммуникативной перспективы все повествовательные предложения подразделяются на тематически детерминированные и тематически недетерминированные.
Формальное различие тематически детерминированных и тематически недетерминированных предложений может быть связано либо с их лексико-грамматическим составом, либо опять-таки с порядком слов и интонацией. Ср., например: Зима наступила. — Наступила зима; Поезд (которого ожидали) пришел. — Пришел поезд; Дождь шел до самого вечера. — До самого вечера шел дождь и т. п.
В зависимости от значения ремы тематически детерминированные предложения могут подразделяться также на констатирующие, уточняющие, удостоверяющие и т. д. (более подробно об этом будет сказано в разделе о порядке слов).

Рассмотренные коммуникативно-синтаксические категории предложения раскрывают его существенные и специфические признаки. Выявление этих признаков необходимо прежде всего для того, чтобы выделить предложение среди других лингвистических единиц и, следовательно, определить (идентифицировать) соответствующий объект изучения. Вполне очевидно, однако, что прежде чем стать единицей, наделенной особыми свойствами, предложение должно быть составлено из определенных словесных форм. Поэтому в дальнейшем (поскольку нам уже известно, что такое предложение) главное внимание будет уделено классификации и квалификации предложений современного русского языка по составу и соотношению входящих в них словесных форм, т. е. конструктивно-синтаксическому аспекту их структуры. Но в необходимых случаях мы будем обращаться также к коммуникативно-синтаксическому аспекту структуры этих предложений, с которым непосредственно и тесно связаны такие, например, явления, как порядок слов в предложении, осложнение состава предложения так называемыми обособленными оборотами и разного рода вставками, использование в речи неполных предложений, выражение вопроса и некоторые другие.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1937 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий