Единый центр государственного тестирования иностранных граждан  на знание русского языка в Российской Федерации

Классы глаголов в русском языке

В отличие от других частей речи, формы которых образуются только от одной основы, глагол располагает двумя основами, условно называемыми основой инфинитива (прошедшего времени) и основой настоящего (или настоящего — будущего) времени.

Первая основа является общей для форм прошедшего времени, инфинитива, сослагательного наклонения, причастия прошедшего времени действительного залога и деепричастия совершенного вида (прочита-л, прочита-ть, прочита-л бы, почита-вший, прочита-в; раскрыва-л, раскрыва-ть, рас- крыва-л бы, раскрыва-вший).
В практических целях основа инфинитива вычленяется путем отсечения суффикса -л (и окончаний) у формы прошедшего времени или суффиксов -ть, -ти у инфинитива.
Необходимо иметь в виду, что в отдельных (сравнительно нечастых) случаях основа инфинитива может не совпадать с основой прошедшего времени. В частности, такое несовпадение наблюдается у глаголов с полногласным -ере-, у глаголов на -ну(ть) и у некоторых других (ср.: тере-ть — тёр, запере-ть — запер, умере-ть — умер, высохну-ть — высох, погасну-ть — погас, намокну-ть — намок, брес-ти — брё-л, цвес-ти — цвё-л).
Вторую основу имеют формы настоящего времени и будущего простого, повелительного наклонения, причастия настоящего времени действительного и страдательного залога, деепричастия несовершенного вида. Практически она устанавливается посредством отделения окончаний у глаголов настоящего и будущего времени 3-го лица множественного числа {поскольку в остальных лицах характер основы зачастую затемняется за счет чередования конечного согласного: виж-у — вид-ать, береж-ошь — берег-ут).
Основа настоящего времени во всех своих формах обычно остается неизменной, если не считать упомянутых модификаций, обусловленных чередованием звуков в корне. 
Отдельные глагольные формы, преимущественно страдательные причастия прошедшего времени, образуются от разных основ. Их формообразующие суффиксы могут присоединяться отчасти к основе инфинитива (прочита-нный, сде- ла-нный, взя-тый, разби-тый), отчасти к основе настоящего времени (определ’-онный, выдел’-енный).
Глаголы типа давать, отдавать, задавать и т. д. Образуют повелительное наклонение не от основы настоящего времени, как обычно, а от основы инфинитива.
 
Сопоставление двух основ обнаруживает, что в некоторых случаях они материально совпадают, причем та и другая оканчиваются на согласный (нес-ти — нес-ут, везти— вез-ут). Однако это скорее исключение, чем правило. Обычно же они четко противопоставлены друг другу: основа инфинитива имеет в исходе гласный (в связи с чем ее иногда называют вокалической), а основа настоящего времени — согласный (в связи с чем ее называют консонантной). Кроме того, в совпадающих частях основ зачастую наблюдаются чередования согласных и гласных, редукция и вставка звуков, изменение места ударения (бежа-ть — бег-ут, писа-тъ — пиш-ут, беречь — берег-ут, бра-ть — бер-ут, взя-ть — возьм-ут, подня-ть — подним-ут, тере-ть — тр-ут).
Указанные особенности дают основание для предположения, что глагольные основы связаны отношениями производности. Однако вопрос о том, какая основа является производной, а какая производящей, не может быть решен с достаточной определенностью.
Если учесть, что морфонологические законы русского языка запрещают соединение основы, оканчивающейся на гласный, с флексией, начинающейся на гласный, допустимо считать производной основу настоящего времени. Она может рассматриваться как результат таких исторических преобразований основы инфинитива, которые состояли в устранении конечного гласного (путем усечения его или приращения согласного) и которые сделали возможным соединение новой основы, оканчивающейся на согласный, с флексиями настоящего времени, начинающимися на гласный.
Если же учесть, что в общеславянском языке действовал закон открытого слога, в соответствии с которым слог строился по принципу нарастающей звучности и заканчивался обыкновенно на гласный, то тогда производной придется считать основу инфинитива. Она может рассматриваться как результат таких перестроек основы настоящего времени, которые сводились к устранению конечного согласного (путем усечения его или приращения гласного) и которые не допускали образования закрытого слога на стыке основы и суффикса инфинитива.
Не менее вероятен, наконец, третий, более сложный путь — развития основ: первоначально основа инфинитива возникла на базе основы настоящего времени, а затем последняя претерпела ряд изменений (в связи с выработкой новой системы личных окончаний).
Как бы, однако, ни решать этот интересный вопрос исторического плана, ясно одно: в настоящее время русский язык располагает двумя равноправными основами глагола, без учета которых невозможно раскрыть механизм образования глагольных форм.
 
С двумя рассматриваемыми основами связано деление глаголов на классы, которые представляют собой определенные типы соответствий между данными основами. Отнести конкретный глагол к тому или иному классу значит установить, какой вид имеют его основы в инфинитиве и настоящем времени.
Лингвистический статус глагольных классов трактуется неоднозначно. Одни авторы говорят о морфологических, классах (В. В. Виноградов), другие — о словообразовательных (Грамматика-52/54, т. 1, А. Н. Гвоздев), третьи — о словоизменительных (Грамматика-80) 
 Точнее было бы, однако, интерпретировать их как формо — и словообразовательные явления, поскольку вопрос о классах имеет непосредственное отношение и к учению о глагольном формообразовании, и к учению о словообразовательной структуре глагола.
Классы глагола могут быть открытыми (они свободно пополняются за счет новых образований) или закрытыми (они являются лексически ограниченными). Первые называются продуктивными, вторые — непродуктивными.
 
 
Рейтинг: 0 Голосов: 0 1512 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий