Единый центр государственного тестирования иностранных граждан  на знание русского языка в Российской Федерации

Методика преподавания русского языка.

Обособление, осуществляемое в специальных коммуникативных целях, не затрагивает конструктивных связей и семантико-сингаксических функций компонентов лексикограмматического состава предложения. Оно лишь сообщает им дополнительную коммуникативную нагрузку. Это касается, в частности, обособления определений, а также «одиночных» обстоятельств. Ср. примеры:
1. Покрытые росой тополя наполняли воздух нежным ароматом.— Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом (А. Чехов); Шел частый колючий дождь (К. Паустовский).— Лил дождь, косой, крупный, бьющий в лицо (К. Симонов);
2. Вдруг где-то в отдалении раздался протяжный звук. — Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный звук… (И. Тургенев); Во время большой перемены Маня присылала ему завтрак… (А. Чехов). — Берсеневу, во время последней беседы с Шубиным, пришла мысль пригласить Инсарова к себе на дачу (И.Тургенев); Его исключили из гимназии за участие в революционном движении.
В приведенных примерах обособленные определения (1) и обстоятельства (2) в отличие от необособленных выделяются намеренно и приобретают особый смысловой вес в высказывании, но функции их в качестве членов соответствующих конструктивно-синтаксических рядов и связи с подчиняющими словами сохраняются в том же виде, что и при отсутствии обособления.
В подобных случаях обособление предстает перед нами как особое синтаксическое явление, которое возникает как бы на самой поверхности структуры предложения, создавая своеобразную «надстройку» над основной линией тех связей и отношений, в которых находятся друг с другом компоненты его лексико-грамматического состава. Эта «надстройка», осуществляемая с помощью порядка слов и интонации (или только с помощью интонации), состоит в таком распределении коммуникативных нагрузок между отдельными членами предложения или его конструктивных частей, при котором возникает тенденция к образованию дополнительного коммуникативно значимого сообщении в рамках другого сообщения, хотя указанная тенденция и не доводится до конца (ср.: Тополя, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом.— Тополя были покрыты росой, и они наполняли воздух нежным ароматом ср. также: Рагозина отправили — за участие в уличных беспорядках — на три года в ссылку. — Рагозин участвовал в уличных беспорядках, и за это его отправили на три года в ссылку).
Необособленные и обособляемые в специальных коммуникативных целях определения и обстоятельства могут быть поставлены в оппозицию друг к другу: как уже сказано, это — в соотносительных случаях — одни и те же члены предложения или его конструктивные части, различающиеся лишь в аспекте коммуникативно-синтаксической организации предложения.
Для «одиночных» обстоятельств с ситуативным или мотивирующим значением указанная оппозиция является абсолютной. Они обособляются (или не обособляются) в соответствии с авторской установкой. Причем обособление подобных обстоятельств осуществляется в основном с помощью акцентно-мелодических средств (дополнительно содействующим этому условием может служить их размещение не в начале и не в конце предложения, но оно, особенно для мотивирующих обстоятельств, не обязательно). Единственное исключение составляют обстоятельства с предлогом несмотря на, имеющие уступительное значение и выступающие только в обособленном положении, как в примерах: Несмотря на поздний вечер, было душно (С. Антонов); В домах, несмотря на ранний час, горели лампы (К. Паустовский); Нежданов сознавал себя одиноким, несмотря на привязанность друзей (И. Тургенев).
Что касается определений, то их обособление в соотносительных случаях обеспечивается при обязательном участии линейных средств: чтобы обособить то или иное определение, необходимо поставить его в постпозицию к определяемому слову. Это относится, в частности, к согласованным распространенным определениям и к ряду однородных согласованных нераспространенных определений.
Нераспространенные определения при именах существительных в оппозиции по признаку необособления — обособления не участвуют: в любом положении по отношению к определяемому слову они, как правило, не обособляются.
С другой стороны, в этой оппозиции не участвуют выраженные прилагательными и причастиями определения (как
распространенные, так и нераспространенные) при личных местоимениях, которые, напротив, в любом положении по отношению к определяемому слову всегда обособляются. Например: Я помолчал и показал Гарту на вечернее небо над Северной бухтой. Лиловое и темное, оно было освещено красноватым огнем облаков (К. Паустовский); Измученные, грязные, мокрые, мы достигли, наконец, берега (И. Тургенев); Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади почти без памяти (С. Аксаков); А он, мятежный, ищет бури… (М. Лермонтов). Здесь обособление- является необходимым условием реализации конструктивной связи соответствующих словоформ (в необособленном положении прилагательные и причастия, как известно, не сочетаются с личными местоимениями).
В примерах типа: Одаренный необычайной силой, он [Герасим] работал за четверых (И. Тургенев); Огорченный неудачей, я лег на узлы, заплакал тихонько и, в слезах, уснул (М. Горький) обособленные согласованные определения совмещают атрибутивные функции (при личных местоимениях) с обстоятельственными (при глагольных сказуемых вместе с подчиненными им словами). Аналогичное совмещение может наблюдаться и у согласованных распространенных определений при существительных, — тогда их обособление также оказывается обязательным в любой линейной позиции по отношению к определяемому слову, в том числе в препозиции: Охваченный каким-то неясным предчувствием, Корчагин быстро оделся и вышел из дому (Н. Островский); Раненный осколком в плечо, капитан Сабуров не покинул строя (К. Симонов). В этих случаях благодаря обособлению реализуется двойная синтаксическая связь определений (как с определяемым словом, так и со сказуемым) и, следовательно, обособление осуществляется не только в коммуникативных, но и в конструктивных целях.
То же самое можно сказать об обособлении несогласованных определений в следующих примерах: Сегодня она, в ново м голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива (М. Горький); Коля, в своей новой курточке с золотыми пуговками, был героем дня (И.Тургенев).

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2731 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий