Единый центр государственного тестирования иностранных граждан  на знание русского языка в Российской Федерации

Общее определение, семантические функции и состав местоимений.

Местоимения представляют собой слова, которые по своей реально-семантической ориентации в известном отношении подобны Именам существительным, прилагательным или числительным, но в отличие от них не называют соответствующие предметы, признаки или количества, а лишь указывают на них. Ср.: Мальчик увидел отца. — Он был рад встрече с ним; Вчера была хорошая погода. — Сегодня такая же погода, как и вчера; В отряде было двенадцать мальчиков. — Столько же в отряде было девочек.
В приведенных примерах местоимения выполняют заместительные семантические функции относительно имен. При этом их реальный смысл благодаря контекстным связям с определенными лексическими единицами из класса существительных, прилагательных или числительных оказывается столь же определенным и конкретным, что и у данных единиц (в наших примерах он означает «мальчик», с ним означает «с отцом», такая же значит «хорошая», столько же значит «двенадцать»). Но дело здесь именно (и только) в определенности контекстных связей или ситуаций употребления. Стоит те же самые местоимения включить в другие контекстные (или ситуативные) связи, как их конкретный смысл изменится. Ср.: Брат увидел друга. Он был рад встрече с ним; Вчера была скверная погода. Сегодня такая же; В отряде было девять мальчиков и столько же девочек.
Отмеченная функционально-семантическая мобильность местоимений свойственна им потому, что сами они наделены чрезвычайно емкой, охватывающей целые разряды (классы) реалий обобщенно-указательной семантикой. Причем существенно, что эта их семантика с необходимостью включает момент отношения: местоимения не просто указывают на предметы, признаки или количества, а указывают на них через отношение к другим предметам, признакам или количествам, к определенной ситуации общения, его участникам и т. п.
Одно из этих отношений (в частности, отношение тождества обозначаемых реалий) и проявляется в тех случаях, когда местоимения выполняют заместительные семантические функции (как в рассмотренных примерах). Однако эти функции принадлежат не всем местоимениям. Некоторые из «их употребляются не вместо отдельных конкретных имен, называющих определенные предметы, признаки или количества, а в собственном обобщенно-указательном и относительном значении.
Таковы, например, вопросительные местоимения кто, что, какой, сколько и т. п., которые по сути дела никаких имен не заменяют, а лишь ориентируют в выборе имен, обозначая в обобщенном виде целые их классы (поэтому-то они и являются своеобразной меркой этих классов: существительных, прилагательных, числительных).
Никаких имен не заменяют также местоимения я и ты, обозначающие говорящего и собеседника, т. е. определенные лица в их отношении к речи. Эти местоимения совершенно уникальны в своих значениях (хотя их реальный, точнее, денотативный смысл является ситуативно обусловленным).

Как уже отмечалось, обобщенно-указательная семантика местоимений — это их лексическая, а не грамматическая семантика. Именно она и служит главным основанием для выделения местоимений в особый класс слов. Причем состав этого класса в работах разных авторов либо расширяется за счет включения в него слов типа там, тогда, где, когда, почему, зачем (как, например, у А. М. Пешковского, не признававшего, однако, за местоимениями статуса особой части речи), либо, наоборот, сужается до небольшой группы слов, «указывающих на лица и предметы», типа я, ты, вы, он, кто, что (как у В. В. Виноградова, который отмечал не только лексико-семантическое, но и грамматическое своеобразие «предметно-личных местоимений», считая, что они представляют отдельную часть речи, хотя и находящуюся «в состоянии разложения»).
Научная грамматика последних лет, определяя объем класса местоимений, обычно следует за В. В. Виноградовым. Так, в Грамматике-80 в особый разряд выделено лишь местоимение-существительное, квалифицируемое как «часть речи, указывающая на предмет и выражающая значение указания в морфологических категориях падежа (последовательно), числа и рода (непоследовательно)». При этом в зависимости от характера семантических функций здесь различаются 5 групп местоимений: личные я, ты, мы, вы, он, она, оно, они; возвратное себя; вопросительные кто, что; неопределенные кто-то, что-то, кто-нибудь, что-нибудь, кто-либо, что-либо, кое-кто, некто, нечто; отрицательные никто, ничто, некого, нечего.
Напротив, в соответствии с традицией, которой придерживается большинство учебных пособий для школ и вузов, в состав местоимений зачисляются все изменяемые (склоняемые) слова с указательной семантикой, соотносимые с именами, тогда как все неизменяемые указательные слова (там, тогда, где и т. п.) отнесены к наречиям.
Условность подобного ограничения состава местоимений, если иметь в виду, что основным критерием их квалификации является критерий семантический, довольно очевидна. Но чисто методические соображения (стремление сохранить преемственность в изучении грамматики в школе и вузе) побуждают нас принять эту условность и рассмотреть местоимения в указанном ограниченном составе.

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1499 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий