Единый центр государственного тестирования иностранных граждан  на знание русского языка в Российской Федерации

Производные глаголы.


Видовые формы могут быть как производными, так и непроизводными.
Производные формы, составляющие основную часть глагольной лексики, образуются на основе«двух разнонаправленных процессов — перфективации и имперфективации.
Перфективация является первой ступенью видообразования, на которой путем присоединения префиксов или функционально равнозначного им суффикса -ну- к исходным основам несовершенного вида (иногда совершенного) создаются глаголы совершенного вида: читать — прочитать,
спать — поспать, прыгать — прыгнуть, продать — перепродать.
Имперфективация является второй ступенью видообразования, на которой путем присоединения суффиксов -ыва-1-ива-, -ва-, -а- к исходным основам совершенного вида (с одновременным, весьма нерегулярным изменением места ударения и чередованием гласных и согласных) создаются глаголы несовершенного вида: рассказать — рассказывать, расстрелять — расстреливать, дать — давать, пустить — пускать, вырезать — вырезать, воодушевить — воодушевлять, просмотреть — просматривать.
С учетом способа образования глаголы совершенного вида иногда называют в научной литературе перфективными, а несовершенного — имперфективными.

Происходящее при перфективации изменение несовершенного вида на совершенный представляет собой побочный продукт того сложного семантического процесса, в который приставка вступает с производящей основой. В зависимости от характера взаимодействия приставки и производящей основы при формировании производного глагола различают три основных типа перфективации.
В результате перфективации образуется глагол, основной (родовой) признак которого определяется приставкой, а дополнительный (дифференциальный) — производящей основой. Ср.: работать (заниматься каким-либо делом, применяя свой труд; трудиться) — заработать (приобрести работой; получить за работу); воевать (вести войну против кого-либо)—завоевать (приобрести путем войны).
В результате перфективации образуется слово, в котором на значение производящей основы приставкой наслаивается какое-то дополнительное значение. Ср.: петь (издавать голосом музыкальные звуки; исполнять голосом музыкальное произведение) — запеть (начать петь); говорить (выражать-устной речью какие-либо мысли; устно сообщать что-нибудь) —отговорить (перестать говорить).
В результате перфективации образуется слово, не имеющее каких бы то ни было семантических приращений по сравнению с производящей основой. Это явление наблюдается в тех случаях, когда лексическое значение приставки тождественно лексичеокому значению производящего глагола и когда, следовательно, ее присоединение к данному глаголу приводит лишь к изменению видовой характеристики в производном глаголе (в связи с чем эти приставки принято называть чисто видовыми или грамматикализованными). Ср.: писать — написать, чертить — начертить, рисовать — нарисовать (глаголы писать, чертить, рисовать обозначают действия, имеющие целью создание различных изображений на поверхности; приставка на- реализует значение «направить на поверхность действие, названное мотивирующим глаголом»); дробить — раздробить, молоть — размолоть, крошить — раскрошить (глаголы дробить, молоть, крошить обозначают действия, имеющие целью разделение, дробление чего-либо на части; приставка раз- реализует значение «раздробление, разделение на части»).
Если грамматикализованный префикс взаимодействует с производящей основой достаточно простой и однородной семантической структуры, то в производном глаголе ее лексическое значение сохраняется полностью: крепнуть — окрепнуть, ссорить — поссорить, женить-поженить. Если же грамматикализованный префикс взаимодействует с многозначной производящей основой, то производный глагол «осваивает» лишь часть ее значений (лексико-семантических вариантов), как бы отсекая все остальные. Ср.: писать — написать. (Первый глагол, по данным «Толкового словаря русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, имеет семь значений:
Изображать на бумаге или ином материале какие-н. графические знаки; 2. Быть годным для писания; 3. Изображая буквы, записывая слова, соблюдать правила орфографии; 4. Записывать, составлять какой-н. текст; 5. Обращаться к кому--н. с письмом; 6. Сочинять литературное, научное или музыкальное произведение; 7. Создавать живописное произведение. Второй глагол регулярно употребляется в пятом значении, нерегулярно — в первом, третьем, четвертом, шестом, седьмом значениях и совсем не употребляется во втором значении.)
Перфективация первого и второго типов исключает возможность образования видовых пар, так как производные глаголы семантически не тождественны с исходными. На основе третьего типа перфективации, напротив, возникают видовые пары, членами которых являются либо слова, либо их отдельные лексико-семантические варианты.

Происходящее при имперфективации изменение совершенного вида на несовершенный может сопровождаться или полным преобразованием лексико-семантической структуры производящего глагола (ср.: заблудиться—сбиться с. пути, потерять дорогу; заблуждаться — ошибаться, иметь неправильное мнение), или появлением у производного глагола новых значений (ср. приведенный выше пример с глаголами окружить — окружать). Это, однако, нетипичное явление. Обычно имперфективный глагол в лексико-семантическом отношении ничем не отличается от исходного глагола совершенного вида и образует с ним видовую пару: долить — доливать, перечитать — перечитывать, рассказать — рассказывать.
Таким образом, имперфективация представляет собой более однородный, более «грамматичный» процесс, чем перфективация. В связи с этим перфективация обычно рассматривается как факт словообразования, а имперфективация — как факт словоизменения. В принципе это верно, потому что перфективация, как правило, модифицирует семантику исходного глагола, лишь попутно изменяя вид, а имперфективация, как правило, не затрагивает семантику исходного глагола, целенаправленно преобразуя видовое значение. Вместе с тем за пределами общих, наиболее типичных случаев перфективация и имперфективация утрачивают принципиальные различия, так как они способны обеспечивать (первая нерегулярно, вторая регулярно) изменение по видам либо некоторых, либо всех лексико-семантических вариантов слов видовой пары.

Обычно имперфективация является конечной ступенью процесса видообразования в целом: лить — долить — доливать, сидеть — просидеть — просиживать, дать — передать — передавать. Вместе с тем возможны случаи, когда созданный путем имперфективации глагол несовершенного вида снова перфективируется за счет присоединения одной или даже двух приставок: набирать — понабирать, выдумывать — понавыдумывать. На этом видовая цепь фактически прерывается, т. е. от глагола совершенного вида с двумя- тремя приставками и суффиксом имперфективации глагол несовершенного вида уже не образуется.

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 8162 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий