Единый центр государственного тестирования иностранных граждан  на знание русского языка в Российской Федерации

Рассуждение о русском языке

 Непродуктивные классы охватывают около 400 непроизводных глаголов. Выделяются восемь непродуктивных классов (порядок перечисления условный).

К 1-му классу принято относить глаголы I спряжения с основой инфинитива на гласный -а-, выпадающий в основе настоящего времени: писа-ть — пиш-ут, лиза-ть — лиж-ут, бормота-ть — бормоч-ут, сказа-ть — скаж-ут, бра-ть — бер-ут. Как видно из приведенных примеров, у основ зачастую чередуются корневые согласные.
2-й класс состоит из глаголов II спряжения, которые отличаются тем же соотношением основ, что и глаголы 1-го класса: звуча-ть — звуч-ат, слыша-ть — слыш-ат, лежа-ть — леж-ат.
К 3-му классу относятся глаголы, которые имеют в конце основы инфинитива гласный -е-, выпадающий в основе настоящего времени: шуме-ть — шум’-ат, виде-ть—вид’-ат, обиде-ть — обид’-ат, смотре-ть — смотр’-ат.
й класс включает глаголы, у которых основа инфинитива оканчивается на суффикс -ну- (обозначающий постепенное становление глагольного признака), а-основа настоящего времени — на суффикс -н-: мерзну-ть — мерзн-ут, блекну-ть — блекн-ут, гибну-ть — гибн-ут, глохну-ть — глохн-ут, кисну-ть — кисн-ут. В основе прошедшего времени суффикс -ну- выпадает, однако не всегда последовательно, в связи с чем могут возникать параллельные образования (гас— гаснул, сох — сохнул, умолк — умолкнул). Формы с суффиксом -ну- зачастую расцениваются словарями как устаревшие.
К 5-му классу относятся глаголы с основой инфинитива на -ч- и с основой настоящего времени на -г-, -к-: беречь — берег-ут, стеречь — стерег-ут, печь — пек-ут, мочь — мог-ут.
йкласс объединяет глаголы, у которых основа инфинитива оканчивается на -с-, а основа настоящего времени — на -т-, -д-, -б-: мес-ти — мет-ут, брес-ти — бред-ут, грес-ти — греб-ут.
 
За пределами продуктивных и непродуктивных классов остаются непродуктивные группы, каждая из которых представлена узким кругом глаголов (от трех до десяти). К их числу относятся:
группа глаголов, у которых основа инфинитива оканчивается на -ере-, -оло-, а основа настоящего времени — на -р-, -л-: тере-ть — тр-ут, запере-ть — запр-ут.
группа глаголов, имеющих тождественные по материальному составу основы, которые оканчиваются на согласные -3-, -с-: лез-ть — лез-ут, вез-ти — вез-ут, нес-ти — нес-ут.
Отдельные глаголы стоят вообще вне классов и групп, поскольку каждому из них свойственны специфические особенности. Это глаголы бежать, быть, ехать, идти, реветь, хотеть, чтить.
 
Необходимо отметить, что распределение глаголов по классам и группам связано со значительными трудностями. Они обусловлены нерешенностью ряда теоретических вопросов, и прежде всего основного, принципиально важного вопроса: при какой степени расхождения в материальном составе основ глаголы целесообразно относить к разным классам (группам), а при какой рассматривать как разновидности одного класса (группы). Поскольку на этот и другие вопросы дают обычно неодинаковые ответы, описание классов и групп русского глагола в соответствующей лингвистической литературе, естественно, не отличается единообразием. Например, одни авторы выделяют 5 продуктивных классов (В. В. Виноградов, А. Н. Гвоздев, П. С. Кузнецов), другие — только 4 (Грамматика-52/54). Число непродуктивных классов колеблется от 12 (у А. Н. Гвоздева) до 17 (у В. В. Виноградова). Неодинаковой является и нумерация классов.
 
Рейтинг: 0 Голосов: 0 775 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий