Единый центр государственного тестирования иностранных граждан  на знание русского языка в Российской Федерации

Синтаксические построения в литературном языке.

В роли связующего межфразового элемента сращения местоимения с частицей вот довольно разнообразны, но наиболее часты вот что (обычно в препозиции) и вот почему (обычно в постпозиции).

Рассмотренные синтаксические построения весьма активны в литературном языке, особенно в языке художественных произведений и публицистики, где они приобретают экспрессию и сочетаются с парцелляцией, лексическим повтором и т.п.

Употребление сращений типа вот что на уровне текста свойственно и монологической и диалогической речи. Следует отметить синкретичность конструкций с вот что, передающих чужую речь, ибо они отражают двуплановость высказывания, свойственную прямой речи, и вмещение и актуализацию чужой речи в сращении вот что.

Таким образом, придя из разговорной речи, различные конструкции со сращениями типа вот что стали одним из средств оформления расчлененных, сегментированных конструкций, превосходя по информативным возможностям конструкции с другими указательными местоимениями. Однако дальнейший этап развития конструкций со сращениями типа вот что в литературном языке — ослабление экспрессивного оттенка, приобретение стилистической нейтральности, что связано с проникновением этих сращений в научные и публицистические тексты: Различия в структуре падежной парадигмы — вот что прежде всего отличает эргативный строй от номинативного; Этот горестный вопрос «для чего это нужно» — вот в чем, по мнению Клюге, корень зла; Полнота, непосредственность чувства, преданность своей пускай наивной, но прекрасной «мечте» — вот что отличает живую «русскую» и здоровую душу Татьяны… Информативное начало предложений с этим сращениями очень велико. Не случайно самым распространенным в указательной функции является рационалистическое вот почему, требующее коммуникативной и информативной самостоятельности предложения.

Так употребление сращений типа вот что в различных синтаксических позициях демонстрирует основные этапы вхождения синтаксических конструкций разговорной речи в литературный язык: использование разговорного субстрата в письменной речи в качестве стилистического заимствования, появление литературных сегментированных построений, затем известная потеря экспрессии и расчлененности и приобретение стилистической нейтральности.

Одной из расчлененных конструкций являются лексические повторы. Повторами называют весьма разнообразные явления, большинство из которых отмечено и в памятниках древнерусского языка, и в народных говорах, и в фольклоре, и в различных сферах употребления литературного языка. В лингвистической литературе повтор рассматривается в разных аспектах и на различном материале, что связано с его полифункциональностью.

 К повторам относятся: и соположенные словоформы с усилительным значением (тихо-тихо, длинный-длинный; Степь да степь кругом...), в этом случае расчленения не происходит, ибо повторенные словоформы, напротив, объединяются для выражения дополнительных субъективно-модальных значений; и определенного типа предложения, построенные по принципу повтора также для выражения дополнительных значений модального типа (Спать так спать; Студент как студент; Приказ есть приказ)-, и повторение предлогов в атрибутивном словосочетании, свойственное древнерусскому и Диалектному синтаксису (у самого у рынка, в доме в новом)-, и различные синтаксические фигуры художественной речи, прежде всего поэтической, с так называемым синтаксическим параллелизмом, узаконенные в качестве художественного приема еще со времен античных риторик. Перечисленные типы повторов, кроме последнего, восходят к так называемым сильным элементам разговорной речи и всегда воспринимаются как эмоционально-разговорные.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 991 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий