Единый центр государственного тестирования иностранных граждан  на знание русского языка в Российской Федерации

Синтаксис.

Синтаксис (от греч. syntaxis «составление») — раздел грамматики, который рассматривает законы и правила построения осмысленных высказываний или — в более широком значении термина — законы построения связной речи.
Имея в качестве материала, подлежащего изучению, разнообразные осмысленные высказывания (предложения), синтаксис интересуется, однако, не конкретным их содержанием, а тем, как они «устроены» и какие обобщенные грамматические значения они передают.
Соответствующий подход, естественно, требует использования по отношению к осмысленным высказываниям целого ряда специальных исследовательских приемов, позволяющих свести все их многообразие к некоторому ограниченному числу образцов, по которым они строятся.
Так, абстрагируясь от вещественной семантики и принимая во внимание только определенные грамматические свойства слов (словоформ), составляющих конкретные высказывания Мальчик читает книгу и Девочка пишет письмо, мы получаем право рассматривать эти высказывания как тождественные (каковыми они и являются по своему конструктивному строению). Точно так же тождественными, если отвлечься от их целевого назначения, взаимопорядка компонентов  интонационного оформления, оказываются высказывания: Мальчик читает книгу и Что читает мальчик? Но эти же высказывания, рассматриваемые с учетом целевого назначения, взаимопорядка компонентов и интонационного оформления, уже нельзя считать тождественными: они представляют различные коммуникативно-синтаксические типы предложения— повествовательный и вопросительный.

 Любое предложение складывается из слов (точнее, из словоформ) и может состоять как минимум из одного, но чаще всего из двух, трех и более слов. Причем во всех случаях, когда в состав предложения входит не менее двух слов, последние вступают в определенные связи и отношения друг с другом, опосредованно отражающие определенные отношения реальной действительности (например, отношения: действующее лицо — действие — объект действия, как в предложении Мальчик читает книгу; ср. ряд последовательно называемых, но не связанных друг с другом слов: мальчик, читать, книга).
Изучение связей и отношений (синтаксических функций) слов в различных их комбинациях, образующих осмысленные высказывания (а также отдельные конструктивные части таких высказываний), и представляет первую, но не единственную задачу синтаксиса.
Вторая, не менее важная задача синтаксиса обусловлена тем, что предложения не просто комбинируются из слов  и не равны их простой сумме. Складываясь из слов, любое; предложение объединяет их в одно структурное целое, наделенное особым качеством, которым слова (словоформы) сами по себе не обладают, — способностью выражать целенаправленное и актуально согласованное с определенными потребностями речевой коммуникации (иначе говоря, коммуникативно значимое) сообщение.
Изучение предложений в их структурной цельности и качественном своеобразии и представляет вторую важную задачу синтаксиса как науки.

Решение двух указанных задач в различные периоды развития лингвистики осуществлялось неодинаково.
Так, в концепции Ф. И. Буслаева непосредственным и единственным предметом синтаксического анализа признавалось предложение, а целью этого анализа — выявление «законов сочетания слов», действующих в предложении в соответствии с его назначением выражать логическое суждение (соединение понятий, благодаря которому нечто утверждается или отрицается).
А. А. Потебня, как и Ф. И. Буслаев, непосредственным предметом синтаксического анализа считал предложение. Но назначение предложения он видел в выражении не логического, а психологического суждения (соединения представлений). Одновременно с этим А. А.Потебня указывал на то, что главный интерес в синтаксисе составляет не содержательная, а формальная сторона предложения — изучение тех формальных схем, по которым строится и которыми предусмотрено включение в состав предложения различных частей речи.
В дальнейшем, при сосредоточенном внимании к «законам сочетания слов», обнаружилось, что эти законы могут изучаться независимо от конкретного назначения предложения. Поэтому некоторые лингвисты, в частности Ф. Ф. Фортунатов, на первый план в синтаксисе выдвинули понятие словосочетания.
Словосочетание, по Ф. Ф. Фортунатову, складывается как минимум из двух «цельных полных слов». Причем оно может быть либо законченным (птицей летит), либо незаконченным (большая птица), либо простым (летит птица, большая птица), либо сложным (летит большая птица). Следовательно, словосочетание оказывается для целей изучения «законов сочетания слов» более широким и всеобъемлющим понятием, чем предложение, которое при таком подходе рассматривается лишь как частный случай или разновидность словосочетания.
Введение в научный обиход понятия словосочетания в значительной мере способствовало совершенствованию методики и техники синтаксического анализа. Но при этом обеспечивалось решение только первой из отмеченных выше задач синтаксиса. Что же касается второй задачи — раскрытия тех специфических свойств, которыми обладает предложение как особая языковая единица, то эта задача оставалась неразрешенной. Кроме того, в концепции Ф. Ф. Фортунатова не получали объяснения различные типы однословных предложений, которые не могли трактоваться как разновидности словосочетаний.
Эти недочеты синтаксической концепции Ф. Ф. Фортунатова попытался преодолеть А. А. Шахматов. По его мнению, содержание синтаксиса должно составить «описание способов обнаружения мышления в слове». Но мышление в слове обнаруживается лишь через посредство предложения. Поэтому синтаксис не может ограничиваться изучением словосочетаний. Такое изучение правомерно, но недостаточно и должно быть связано с учением о предложений. В итоге у А. А. Шахматова предмет синтаксиса своеобразно раздваивается: в него входят и предложение, и словосочетание.
В настоящее время необходимость раздельного изучения в синтаксисе правил построения осмысленных высказываний (предложений) и правил сочетания слов (словосочетаний) признается большинством лингвистов. При этом, однако, надо иметь в виду, что центральное место в синтаксисе, несомненно, должно занимать учение о предложении, поскольку все средства языка в итоге направлены на то, чтобы с их помощью можно было, строить разнообразные предложения, и поскольку именно в предложении человеческая мысль получает свое подлинное воплощение. Что же касается учения о словосочетании, оно имеет лишь вспомогательный характер: анализируя словосочетания, мы тем самым получаем возможность познать некоторые (далеко не все!), весьма важные закономерности построения предложения.

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 767 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий