Единый центр государственного тестирования иностранных граждан  на знание русского языка в Российской Федерации

Склонение имен прилагательных/

Склонение имен прилагательных предопределяется их синтаксической связью с существительными. Как уже отмечалось, прилагательные имеют зависимые формы рода, числа и падежа соответственно с родом, числом и падежом существительных, с которыми они сочетаются в речи. Однако в большинстве своем они составляют особую ларадигму флексий, особый, адъективный тип склонения.
По адъективному склонению изменяются все полные и относительные (собственно относительные) прилагательные. Причем общие различия в падежных флексиях этих прилагательных обусловливаются формами рода и числа, а частные — качеством конечного согласного основы и местом ударения.

Прилагательные с твердой основой имеют в муж. роде ед. числа им. падежа и частично вин. падежа в зависимости от места ударения (ср.: новый — молодой), в каждой из остальных падежных форм их флексии в графическом изображении полностью совпадают.
Прилагательные с основой на заднеязычный в формах им. падежа, а также частично вин. падежа муж. рода и тв. падежа муж. и ср. рода имеют флексии, свойственные прилагательным с мягкой основой. В остальных падежных формах их флексии идентичны флексиям прилагательных с твердой основой. Ср.: И. строгий (как синий) — Р. строгого ^как нового) —Д. строгому (как новому) — В. строгий (как синий) — Т. строгим (как синим) — П. (о) строгом (как о новом).
Выбор флексии прилагательного в вин. падеже зависит от того, связано ли оно с существительным неодушевленным или одушевленным. Ср.: (вижу) новый дом, строгий взгляд — (встретил) нового друга, строгого человека.

Флексии каждой из падежных форм прилагательных с твердой основой в жен. роде ед. числа графически изображаются одинаково независимо от места ударения.
Прилагательные с основой на заднеязычный в жен. роде ед. числа имеют ту же парадигму падежных флексий, что и все остальные прилагательные с твердой основой.
В тв. падеже жен. рода ед. числа наряду с флексией -ой (-ей) допустима вариантная флексия -ою (-ею), нередко встречающаяся в поэтической речи.
Из приведенных образцов видно, что наиболее дифференцированное флективное выражение получают различные падежные формы качественных и относительных прилагательных в мужском и среднем роде единственного числа. Здесь омонимичные флексии имеют только именительный и винительный (или родительный) падежи. В женском роде единственного числа именительный и винительный падежи,, напротив, четко дифференцированы, тогда как флексии всех остальных падежных форм (если исключить вариантную флексию творительного падежа -ою/-ею) полностью совпадают и эти формы дифференцируются лишь в определенных синтаксических контекстах.
Притяжательные прилагательные на -ий в именительном и винительном падежах имеют краткие окончания (по терминологии А. Н. Гвоздева): в муж. роде И. и В. -0 (лисий), в ср. роде И. и В. -в (лисье), в жен. роде И. -а (лисья), В. -у (лисью), во мн. числе -и (лисьи).

Указанные особенности в склонении притяжательных прилагательных с суффиксами -ин, -ов(-ев) служат основанием для того, чтобы квалифицировать это склонение как смешанное (некоторые авторы относят к смешанному склонению также словоизменение притяжательных прилагательных на -ым).
Заметим, что смешанное склонение оказывается в современной русской речи (преимущественно разговорной) недостаточно устойчивым. Так, в частности, у притяжательных прилагательных на -ин наблюдается тенденция к замене в формах родительного и дательного падежей мужского и среднего рода единственного числа «кратких» флексий полными ( типично адъективными), т. е. употребление, наряду со словоформами дядина костюма, дядину костюму, словоформ дядиного костюма, дядиному костюму и т. п.

Некоторые прилагательные (или причисляемые к прилагательным слова) иноязычного происхождения не имеют в русском языке форм словоизменения и рассматриваются как несклоняемые либо относятся к нулевому склонению. Это слова типа беж, бордо, маренго, хаки (наименования расцветок тканей), ампир, барокко, модерн (названия стилей в искусстве) и др.



 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1104 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий