Единый центр государственного тестирования иностранных граждан  на знание русского языка в Российской Федерации

Спряжение глагола в русском языке

Как уже отмечалось, под спряжением в широком смысле слова обычно понимают изменение глагола по наклонениям, временам, лицам и числам. Вместе с тем существует узкое понимание этого термина. В этом случае спряжением называют изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем (простом) времени.
Принято выделять два типа спряжения — первое и второе, которые различаются составом гласных в личных окончаниях (кроме 1-го л. ед. числа). 
 
По двум типам спряжения распределяется подавляющее — большинство русских глаголов. Лишь три глагола: бежать, хотеть, чтить (а также их производные прибежать, захотеть, почтить и т. д.) принадлежат к смешанному спряжению (в связи с чем их называют разноспрягаемыми). Глагол хотеть в единственном числе имеет окончания первого спряжения (хочу, хочешь, хочет), во множественном — второго (хотим, хотите, хотят). Глаголы бежать и чтить в единственном числе и в 1-м и 2-м лице множественного числа изменяются по II спряжению (бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите; чту, чтишь, чтит, чтим, чтите), а в 3-м лице множественного числа — по I (бегут, чтут).
 
Глаголы есть и дать (а также их производные поесть, проесть, создать, выдать, передать и т. д.) сохраняют старые (архаические) формы спряжения (ед. число: ем, дам, ешь, дашь, ест, даст, мн. число: едим, дадим, едите, дадите, едят, дадут).
 
Некоторые глаголы непродуктивных классов, называемые изобилующими, параллельно со старыми формами (типа движусь, движешься, движется) развили по образцу продуктивных классов новые формы (типа двигаюсь, двигаешься, двигается). Современные словари расценивают новые формы по-разному. У одних глаголов эти формы трактуются как равноправные со старыми (ср.: брызжешь, брызжет и брызгаешь, брызгает), у других — как разговорные варианты старых форм (ср.: махаю, махаешь, махает и нормативные формы машу, машешь, машет), у третьих — как нормативные формы, практически вытеснившие архаические (ср.: капаешь, капает и устаревшие формы каплешь, каплет).
 
Поскольку спряжение в его узком понимании охватывает лишь небольшой круг глагольных форм, в современной лингвистике все настойчивей ставится вопрос о необходимости разработки такой классификационной схемы, которая отражала бы структуру глагольного словоизменения в целом. Стремление систематизировать с этой точки зрения всю парадигму глагола интересно в теоретическом отношении. Однако его реализация сопряжена со значительными трудностями. В связи с тем, что в данном случае приходится учитывать ряд самых разнообразных факторов (тип спряжения, характер соотношения основ, чередования в основах, акцентные особенности, полноту — неполноту частных парадигм), соответствующее описание получается очень громоздким. Так, авторы Грамматики-80, где предпринята попытка создать именно такую, классификационную схему глагольного словоизменения, выделяют 10 словоизменительных классов, большинство из которых, в свою очередь, представлено сериями подклассов, групп и вариантных форм. Для практических целей подобное описание малопригодно.
 
Рейтинг: 0 Голосов: 0 1860 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий