Единый центр государственного тестирования иностранных граждан  на знание русского языка в Российской Федерации

Степени сравнения качественных прилагательных.


Степени сравнения в традиционном понимании — это специальные формы качественных прилагательных, служащие для выражения меры (градации) обозначаемых ими качеств.
Принято считать, что качественные прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную, но значения форм данных степеней сравнения определяются в соотношении с исходной формой прилагательного, называемой формой положительной степени. Если исходная форма прилагательного (форма положительной степени) обозначает качество предмета безотносительно к проявлению этого качества в других предметах (умный мальчик, сильный ветер, высокая вершина), то формы сравнительной степени обозначают большую меру проявления данного качества в данном предмете по сравнению с другими предметами (Миша умнее Вани) или по сравнению с проявлением данного качества в данном предмете в различных обстоятельствах (Ветер сегодня сильнее — более сильный,
чем был вчера), а формы превосходной степени — высшую меру проявления данного качества в данном предмете по сравнению со всеми другими предметами (Эльбрус — высочайшая вершина Кавказа = самая высокая).
Степени сравнения имеет абсолютное», большинство качественных прилагательных, за исключением: а) прилагательных, обозначающих неизменные и неизменяемые (абсолютные) качества: мертвый (в знач. «умерший»), босой, голый, нагой, глухой (в знач. «лишенный слуха»), немой, слепой, холостой, женатый и т. п.; б) прилагательных, обозначающих масти животных.

Поскольку формы сравнительной и превосходной степеней сравнения образуются от исходных форм качественных прилагательных более или менее регулярно и поскольку они раскрывают градации одних и тех же качеств и воспринимаются в каждом отдельном случае как формы одного и того же слова, постольку эти формы при соответствующем подходе рассматриваются как члены особой грамматической парадигмы, или грамматической категории, свойственной качественным прилагательным.
Такой подход принят, в частности, в школьной грамматике и в большинстве известных вузовских учебных пособий. Однако он проводится в них не всегда и не вполне последовательно.
Во-первых, авторы пособий обычно избегают самого термина грамматическая категория в отношении степеней сравнения. Во-вторых, признавая по существу (хотя и не по названию) принадлежность степеней сравнения к особой грамматической категории прилагательных, они нередко выводят за рамки этой категории форму положительной степени, поскольку она, по замечанию А. Н. Гвоздева, «не указывает на сравнение и поэтому не относится к степеням сравнения».Между тем в действительности, как уже отмечалось, специфические («грамматикализованные») значения сравнительной и превосходной степеней обнаруживаются лишь в соотношении с формой положительной степени, и, следовательно, последняя также должна быть включена в парадигматический ряд форм, представляющий грамматическую категорию степеней сравнения в целом.
Существенным для признания формы положительной степени одним из членов данного парадигматического ряда
является, конечно, и то, что она служит исходной базой при образовании других входящих в него форм степеней сравнения — сравнительной и превосходной.

Формы сравнительной степени образуются в современном русском языке двумя способами: синтетическим— с помощью суффиксов (ср.: умный — умнее, дорогой — дороже) и аналитическим — с помощью присоединяемого к прилагательному в исходной форме и выполняющего при данной форме служебную роль слова более (ср.: умный — более умный, дорогой — более дорогой). Синтетическую форму называют простой, аналитическую — составной (или сложной).
При образовании простой формы сравнительной степени используются суффиксы -ее (-ей), -е и -ше. Наиболее продуктивным среди них является суффикс -ее (-ей). С его помощью простая форма сравнительной степени образуется от большинства прилагательных, кроме тех, основа которых оканчивается на г, к, х, а также частично на д, т, ст: умный— умнее, сильный — сильнее, новый — новее, прямой— прямее, добрый — добрее, хитрый — хитрее, красивый —.красивее, веселый — веселее и т. п.
От прилагательных с основой на г, к, х простая форма сравнительной степени образуется преимущественно с помощью суффикса -е. Причем такое образование сопровождается чередованием заднеязычных г, к, х с шипящими ж, ч, ш, (дорогой — дороже, тугой — туже, мягкий — мягче, легкий — легче, мелкий — мельче, громкий — громче, глухой — глуше, сухой — суше, тихий — тише) или другими явлениями морфонологического характера, например усечением исходной основы (глубокий — глубже, высокий—выше, широкий — шире, короткий — короче, сладкий — слаще, низкий— ниже, близкий — ближе, узкий — уже). Форму с суффиксом -ее образует единственное прилагательное данной группы ловкий — ловчее.
Часть прилагательных с основой на д, т, ст (непроизводных) простую форму сравнительной степени образует с помощью суффикса -е при чередовании д, т, ст исходной основы с ж, ч, щ: молодой — моложе, твердый — тверже, крутой — круче, богатый — богаче, чистый — чище, частый —чаще, простой — проще, густой — гуще.
Образование сравнительной степени других подобных прилагательных, а также всех производных на д, т, ст осуществляется продуктивным способом, т. е. с помощью суффикса -ее: худой — худее, седой — седее, святой — святее, лютый — лютее, желтый — желтее; ядовитый — ядовитее, волосатый — волосатее, наваристый — наваристее, задорис- тый — задористее и т. д.
Образования с суффиксом -ше единичны: далекий — дальше, долгий — дольше, ранний — раньше, тонкий —тоньше (во всех случаях с усечением исходной основы), старый — старше и большой — больше.
От трех прилагательных сравнительная степень образуется супплетивным способом: малый — меньше, хороший — лучше, плохой — хуже.
В образовании простой формы сравнительной степени может участвовать префикс по-, который несколько модифицирует значение этой формы: указание на большую меру проявления данного качества в данном предмете по сравнению с другими предметами приобретает в ней как бы смягченный характер; ср.: умнее — поумнее, сильнее — посильнее, новее — поновее, дороже — подороже, раньше — пораньше, лучше — получше и т. п.
От ряда качественных прилагательных образование простой формы сравнительной степени невозможно или ограничено нормативными правилами. Таковы единичные непроизводные: ветхий, гордый, чуждый, куцый, русый; производные на -ский, -кий, -лый: дружеский, ребяческий, комический, колкий, робкий, ломкий, маркий, прелый, рослый, усталый и др.
Отсутствие у этих прилагательных простой формы сравнительной степени компенсируется, однако, тем, что все они могут иметь идентичную по значению составную форму, образуемую сочетанием прилагательного в исходной форме со словом более: более ветхий, более гордый, более дружеский, более колкий, более робкий, более чахлый, более рослый И т. д.
Параллельные формы сравнительной степени (умный — умнее = более умный, сильный — сильнее = более сильный, слабый — слабее = более слабый и т. п.), обладая идентичным значением (и, следовательно, способностью к взаимозамене), различаются стилистически: составная форма имеет более книжный характер.
В школьной грамматике составной формой сравнительной степени считается также сочетание менее + прилагательное в исходной форме (менее умный, менее сильный, Менее слабый, менее громкий, менее красивый и т. д.), которое по своей структуре аналогично сочетанию со словом более, но неравнозначно простой форме сравнительной степени. Поэтому их взаимозамена в речевой практике невозможна.

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 7329 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий