Единый центр государственного тестирования иностранных граждан  на знание русского языка в Российской Федерации

Управление.

Специфическим способом реализации субординативной связи, получившим в русском языке с его развитой системой падежных и предложно-падежных форм имени наиболее многообразное применение, является управление.
Управление — это такой способ связи, при котором зависимое слово (существительное или местоименное существительное) ставится в определенной падежной или предложно-падежной форме по требованию выразить то или иное синтаксическое отношение, проецируемое со стороны главного слова.
Наиболее существенную роль при управлении играет именно «проекция на отношение», исходящая от главного слова и с необходимостью опосредствующая выбор форм зависимого слова. Так, например, переходные глаголы управляют винительным падежом существительных благодаря проекции на отношение называемого ими действия к его объекту, который и обозначается винительным падежом существительных, как в словосочетаниях читать книгу, писать письмо, составлять конспект, собирать грибы, строить дом, видеть море, чувствовать радость и т. п. Глаголы встречаться, прощаться, спорить, беседовать, бороться и т. д. проецируют отношение действия к социативному субъекту и благодаря этому управляют творительным падежом существительных с предлогом с: прощаться с женой, спорить с другом, беседовать с учителем, бороться с врагами и т. п..
Проективные свойства того или иного слова, обусловливающие его способность к управлению, в свою очередь, предопределяются грамматической (категориальной) семантикой этого слова как части речи и его лексической (вещественной) семантикой.
Слова, входящие в состав различных частей речи, но соотносительные друг с другом по своей вещественной семантике (в частности, однокоренные слова), могут иметь как сходства, так и различия в управлении. Ср.: увлекаться математикой — увлечение математикой, бороться за мир — борьба за мир — борец за мир; покоряться судьбе — покорный судьбе, скупиться на похвалы — скупой на похвалы; но: читать книгу — чтение книги, любить родину — любовь к родине, руководить кружком — руководитель кружка; благодарить друга — благодарный другу, вредить здоровью — вредный для здоровья и т. п.
У конкретных слов, относящихся к определенным лексико-семантическим разрядам, выделяемым внутри отдельных частей речи, управление может быть либо однотипным (типизированным), либо сугубо индивидуальным. Ср.: командовать кем-либо — управлять кем (чем)-либо — распоряжаться кем (чем)-либо — руководить кем (чем)-либо; содействовать кому (чему)-либо — помогать кому-либо — способствовать кому (чему)-либо и т. д.; но: сопутствовать кому (чему)- либо — сопровождать кого (что)-либо; видеть кого (что)- л ибо — смотреть на кого (что)-либо; робеть перед чем (кем)- либо — бояться чего (кого)-либо. Ср. также расхождения в управлении однокоренных слов с различным составом служебных морфем: смотреть на дорогу — осматривать дорогу; выезжать из города — въезжать в город — подъезжать к городу; встретить друга — встретиться с другом и т. п.
Употребление при управляющем слове — в соответствии с его вещественной и категориальной семантикой — определенных падежных или предложно-падежных форм существительных может быть либо необходимым и строго фиксированным (как в большинстве приведенных примеров), либо только возможным и относительно свободным (как, например, в сочетаниях гулять с приятелем; гулять по саду (в лесу) за городом; гулять перед сном (после работы); гулять до рассвета и т. п.). На этой основе, согласно традиции, идущей от А. М. Пешковского, принято различать сильное управление и слабое управление. Однако указанные две разновидности управления отражают лишь крайние степени влияния управляющих слов на управляемые формы (максимум и минимум подобного влияния): между ними, как отмечал А. М. Пешковский, «столько же промежуточных пунктов, сколько точек в линии».
Более дифференцированный подход к оценке силы управления, если при этом последовательно учитывать наличие или отсутствие внутренней семантической потребности управляющего слова в связи с управляемым и обусловленность выбора управляемых форм назначением устанавливаемой связи (в соответствии с определенной синтаксической проекцией со стороны управляющего слова), позволяет выделить по меньшей мере четыре разновидности управления.
Обязательное сильное управление характерно для таких словосочетаний, в которых управляющее слово обладает внутренней семантической потребностью в связи с управляемым, а выбор форм управляемого слова, реализующего указанную потребность, является строго ограниченным. Например: встречать (кого?) друга; любоваться (чем?) природой; спорить (с кем?) с братом; поклоняться (чему?) красоте.
Обязательное слабое управление — это такая связь, когда управляющее слово обладает внутренней семантической потребностью в связи с управляемым, но выбор форм управляемого слова, реализующего эту потребность, оказывается относительно свободным. Например: расположиться (где?) у реки (на реке), за рекой; находиться (где?) в столе (на столе), под столом; направляться (куда?) в город (за город), к городу.
Факультативное сильное управление наблюдается в случаях, когда управляющее слово не имеет внутренней семантической потребности в связи с управляемым, но при установлении соответствующей по назначению связи выбор форм управляемого слова является строго ограниченным. Например: рассказывать (кому?) сестре; радоваться (чему?) встрече; гулять (с кем?) с приятелем; угрожать (чем?) войной.
Факультативное слабое управление предполагает отсутствие у управляющего слова внутренней семантической потребности в связи с управляемым, но допускает ее как возможность, причем при установлении соответствующей по назначению связи выбор форм управляемого слова оказывается относительно свободным: вернуться(когда?) на рассвете, перед рассветом; работать (где?) в доме, у дома, за домом.
В зависимости от того, используются ли при управлении чисто падежные или предложно-падежные формы имен существительных, иногда различают беспредложное (называемое также непосредственным) и предложное (называемое опосредствованным) управление. Однако такое подразделение применительно только к случаям сильного управления (обязательного или факультативного), поскольку именно при сильном управлении использование предлогов мотивируется их посредствующей ролью в связи управляющего слова с управляемым (в подобных случаях, например, в сочетаниях спорить с братом, гулять с приятелем, следить за игрой, тосковать по дому и т. д., управление осуществляется с помощью предлога, и предлог, будучи таковым в отношении имени существительного, одновременно является как бы послелогом управляющего слова). Что же касается слабого, в частности факультативного слабого, управления, то при нем предлоги непосредственно входят в состав управляемых форм, выступая лишь в роли своеобразных отделяемых префиксов имен- существительных.
Обычно слабоуправляемые предложно-падежные формы выражают разного рода обстоятельственные значения и в этом своем качестве соотносятся (и чередуются) с наречиями (ср., например, сочетания расположиться у реки (на реке), за рекой — расположиться рядом (наверху), внизу; вернуться на рассвете, перед рассветом — вернуться рано, поздно и т. п.). Это свидетельствует о том, что слабое управление но существу недалеко отстоит от примыкания (некоторые авторы — М. Д. Лесник, Н. Ю. Шведова и др. — усматривают в подобных случаях особую разновидность именного или предложно-падежного примыкания).

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 887 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий