Единый центр государственного тестирования иностранных граждан  на знание русского языка в Российской Федерации

Урок русского языка .

В существующих классификациях придаточные части сложноподчиненных предложений распределяются по классам и разрядам, которые описываются отчасти в тех же терминах, что и грамматические члены простого предложения, отчасти в особых, специальных терминах.
В качестве основных классов придаточных обычно (хотя и под разными наименованиями и в различном их порядке и соотношении друг с другом) выделяют следующие.
Придаточные изъяснительные. Это семантико-синтаксический класс придаточных, раскрывающих и дополняющих содержание каких-то компонентов главной части в соответствии с их потребностью в таком раскрытии и дополнении.
Чаще всего указанной потребностью в составе главной части обладает сказуемое, выраженное глаголом со значением речи, мысли, чувства, восприятия или волеизъявления. В подобных случаях между частями сложноподчиненного предложения устанавливается принудительная связь, реализуемая с помощью союзов что, чтобы, будто, как или союзных слов что, кто, как, где, когда и т. п., причем придаточные, подчиняясь непосредственно сказуемому главной части, выполняют при нем роль фразового дополнения или фразового подлежащего. Ср. соответственно: 1. Из расспросов Мечик узнал, что подъезжала японская разведка (А. Фадеев); Мы хотим, чтобы в воспитании господствовала разумность (Н. Добролюбов); 2. Мне кажется, что всякий человек при Антоне Павловиче невольно ощущал в себе желание быть проще, правдивее… (М. Горький); Волчихе послышалось, будто бы в лесу блеяли овцы (А. Чехов).
То же самое имеет место в случаях, когда сказуемое главной части выражается прилагательным или предикативным наречием с аналогичным лексическим значением: Цветухин был не меньше Пастухова виноват, что за столь долгий срок они ни разу не дали о себе знать друг другу (К. Федин); Сквозь листву деревьев видно было, как за рекой в лугах садилось солнце (М. Горький).
Выбор союзов, связывающих изъяснительную придаточную часть с главной, зависит либо от конкретного лексического значения сказуемого главной части, либо от содержания и модальной оценки того, о чем сообщается в придаточной.
Так, союз чтобы употребляется при выражении волеизъявления или отрицательного восприятия какого-то факта, союз как — при акцентированном внимании к действию, о котором идет речь в придаточной части, союз будто — при выражении недостоверности сообщаемого в придаточной части и т. д.
Употребление для связи изъяснительной придаточной части с главной союзных слов ограничено выражением так называемых косвенных вопросов: Дети чувствуют, кто их любит (И. Тургенев); Я начал понимать, в чем секрет языка (А.Толстой); Никто не мог сказать, как сложится жизнь при немцах (А. Фадеев).Она стала расспрашивать меня, где я теперь работаю (А. Чехов); Никто не понимал, почему Корчагина выгнали из школы (Н. Островский). Здесь придаточные части представляют собой трансформированные вопросительные предложения, которые, выступая в зависимой синтаксической позиции по отношению к главной части, утрачивают вопросительное назначение и соответствующую интонацию (хотя по своему лексико-грамматическому составу сохраняют потенциальную способность к автономному употреблению). То же самое касается придаточных частей, связываемых с главной частью сложноподчиненных предложений посредством союза ли: Я не знаю, придет ли он вовремя; Неизвестно, скоро ли он вернется.
К классу изъяснительных относятся также придаточные, подчиненные субстантивным компонентам главной части — существительным сообщение, известие, предположение, заявление, сознание, мысль, чувство, слух, знак и т. п.: Письмо это и деньги вернулись назад с известием, что Петруха убит на войне… (Л. Толстой); Она плакала от волнения, от скорбного сознания, что их жизнь так печально сложилась (А. Чехов); И все ясней и ясней становилась для него мысль, что существуют только три гордых призвания человека: наука, искусство и свободный физический труд (А. Куприн). Такие предложения допускают, однако, двойную трактовку: придаточные в их составе могут квалифицироваться как определительные.
Придаточные обстоятельственные. Это семантико-синтаксический класс придаточных, выражающих по отношению к событию, обозначаемому главной частью, обстановку (ситуацию), при которой оно совершается, либо сопутствующие ему явления.
Большинство входящих в этот класс (или по традиции включаемых в него) придаточных выступает в роли развернутых членов главной части и квалифицируется по аналогии с обстоятельственными членами простого предложения. Таковы придаточные места: Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась (А. Пушкин); времени: Солнце уже было высоко, когда я открыл глаза (В. Гаршин); Пока ему заваривали чай, он сидел и молчал, продолжая думать о своем (К. Симонов); условия: Пурга не страшна, если человек не будет ее бояться (Т. Семушкин); Если дед уходил из дома, бабушка устраивала на кухне интереснейшие собрания (М. Горький); уступительные: Хотя казаков было мало, Левинсон почувствовал вдруг сильное волнение… (А. Фадеев); Часов в восемь дождь перестал, хотя небо было по-прежнему хмурое (В. Арсеньев); причины: Машина засветила фары, потому что в лесу уже стемнело (Г. Николаева);… Собаки притихли, оттого что никто посторонний не тревожил их покоя (А. Фадеев); цели: Лампа заслонена бумажным щитом, чтобы свет не разбудил Сережу (В. Панова); Чтобы волосы не падали на лицо, Никита повязал их веткой березы (М. Горький).
Особое место среди обстоятельственных придаточных занимают причисляемые к ним придаточные следствия, которые, как уже было отмечено, не имеют аналогий среди членов простого предложения: Лед на реке тоже истончился и посинел, а местами уже и тронулся, так что идти на лыжах было опасно… (П. Павленко); На дворе стояла совершенно черная, непроницаемая ночь, так что сначала Ромашову приходилось, точно слепому, ощупывать перед собой дорогу (А. Куприн).
Все обстоятельственные придаточные при отсутствии в составе главной части местоименно-указательных слов вступают с ней в свободную сочетательную связь (комплетивную или коалиционную), и их семантико-синтаксическое назначение относительно главной части целиком определяется семантикой избираемых союзов.
Придаточные сравнительные. Это семантико-синтаксический класс придаточных, опосредствованно характеризующих содержание главной части (или отдельных ее компонентов) на основе полной или частичной аналогии между обозначаемыми событиями. Они связываются с главной частью с помощью союзов как, словно, точно, будто, как будто и т. п.
Обычно (например, в школьной практике) такие придаточные включают в состав обстоятельственных, и они действительно во многом близки к обстоятельственным придаточным, но вместе с тем и отличаются от них — именно опосредствованным (а не прямым) отношением своего содержания к содержанию главной части. По характеру этого отношения можно выделить две разновидности сравнительных придаточных: уподобительно-сравнительные: Мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни (В. Маяковский); Шел Самгин осторожно, как весною ходят по хрупкому льду реки (М. Горький) и условно-сравнительные: Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навел (И. Тургенев);
Выражение у него было грустное и сонное, как будто его только что разбудили против его желания (А. Чехов).

Рейтинг: 0 Голосов: 0 863 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий