Единый центр государственного тестирования иностранных граждан  на знание русского языка в Российской Федерации

Значение, морфологические и синтаксические признаки глаголов.

Глагол есть класс слов, обозначающих процессуальный признак, обладающих (либо во всех своих формах, либо в некоторых из них) категориями вида, залога, наклонения, времени, лица, числа и рода и способных выполнять в высказывании разнообразные функции, из которых главной и наиболее типичной является функция сказуемого.

Основное семантико-грамматическое свойство глаголов состоит в том, что они выражают активный (процессуальный) признак, который мыслится (воспринимается и осознается) как нестабильный в плане его существования во времени, т. е. как возникающий, развивающийся или исчерпывающий себя. По этому свойству глаголы противопоставляются, с одной стороны, прилагательным, которые также обозначают признак, но признак пассивный, стабильный (ср.: чернеть — черный, болеть — больной), а с другой — части имен существительных, у которых активный признак выступает в «опредмеченном» виде (ср.: бежать — бег, читать — чтение).
Лексические значения глаголов разнообразны. В частности, глаголы могут называть действия (писать, строить), состояния (спать, сидеть), отношения (весить, зависеть) и т. д. Однако такого рода различия между глаголами вторичны и намечаются лишь внутри общеглагольного семантико-грамматического значения.
По отношению к глаголам традиционно используется вопрос что делать? (что сделать?), который с точки зрения здравого смысла в ряде случаев выглядит откровенной натяжкой (ср. приведенный А. М. Пешковским пример: что он сделал? — умер). Однако грамматически этот вопрос безупречен, поскольку позволяет четко отграничивать глаголы от слов других частей речи.

Общее значение глаголов, называющих активный (процессуальный) признак, получает в русском языке модифицированное выражение в грамматических категориях вида, залога, наклонения, времени, лица, числа и рода (а у причастий, сверх того, и падежа).
Категория вида характеризует глагольный признак с точки зрения особенностей его протекания во времени. Одна из форм этой категории — совершенный вид — указывает на то, что действие в своем развитии достигло определенного предела (границы) и стало в итоге целостным фактом: Он прочитал эту книгу; Дети написали изложение. Вторая форма — несовершенный вид — чаще всего обозначает действие, прямо противоположное по своему характеру, т. е. не достигшее предела (границы) и поэтому не ставшее целостным фактом: Он сейчас читает эту книгу; Дети пишут изложение. Вместе с тем в определенных случаях с помощью несовершенного вида можно указать и на ограниченную целостность действия: Он уже читал эту книгу; Дети  не писали изложение.
 Категория падежа свойственна только одной глагольной форме — причастию. Как и у прилагательных, она служит здесь средством согласования с существительным: У окна висит нарисованная мальчиком картина; Еще издали мы увидели бредущего по дороге старика.

В синтаксическом плане для глаголов характерно широкое и свободное употребление в функции сказуемого: Вот бегает дворовый мальчик; Долгая зимняя ночь прошла незаметно; Над рекой расстилается туман и т. д. Кроме того, глаголы могут выступать и в других функциях — подлежащего и второстепенных членов предложения: Поймать ерша или окуня — это такое блаженство!; Мы договорились работать вместе; Идущие за ним люди чувствуют себя не совсем уверенно; Синея, блещут небеса.
Глаголы вступают в разнообразные по своему характеру и назначению связи с существительными (в том числе местоименными), свободно подчиняют себе наречия. Напротив, сочетаемость глаголов с прилагательными и числительными (в том числе местоименными) возможна лишь в особых условиях: когда слова этих частей речи употребляются в типичных для имени существительного функциях подлежащего и дополнения.

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 3870 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий